Индекс Биг Мака (Big Mac Index) основан на теории паритета покупательной способности. Эта теория базируется на идее, что обменные курсы валют должны самостоятельно корректироваться и приходить к балансу таким образом, чтобы цена определенной потребительской корзины была одинакова в любой стране мира. Для подсчета индекса цена Биг Мака в каждой стране переводится в доллары – например, в США он стоит $4,33, в Бразилии 10 реалов ($4,9), а в России 75 рублей ($2,3). Таким образом, индекс демонстрирует, что по сравнению с долларом рубль сильно недооценен, а реал несколько переоценен.
За последние несколько лет в Big Mac Index, отслеживающем потребительскую корзину, в которую входит исключительно бургер Биг Мак (содержащий в себе, тем не менее, все основные продукты сельского хозяйства), произошли сильные изменения. По сравнению с серединой 2007 года, когда появились первые слухи о надвигающемся кризисе, индекс Биг Мака демонстрирует сильные сдвиги на валютном рынке. Переоцененность венесуэльского боливара выросла с 1% до 83% благодаря сильной инфляции в стране и статичной привязке к доллару, постоянно увеличивающей торговый дисбаланс с Америкой. Австралийский доллар перешел от 14% недооценки к 8% переоценке. Британский фунт, оказавшись в эпицентре кризиса в 2008 году, перешел в зону недооцененности. Выровнялись покупательские способности аргентинского песо и японской йены по отношению к американскому доллару.
Основной вывод из приведенного выше графика: если вы любитель фаст-фуда, то не летайте в Норвегию и Швейцарию — там бургеры стоят в 3 раза дороже, чем в России.
Историческая справка:
В первом ресторане «Макдональдс», открытом в 1953 году, гамбургер стоил 15 центов, а за чизбургер просили 19 центов. Все напитки, включая пиво, колу и кофе, продавали по 10 центов. Средний чек составлял 69 центов.
Не забудьте подписаться на обновления по E-Mail или RSS, заглянуть в ТОП-100 и поделиться с коллегами:
Leave a Reply